30 марта 2020
Типы жал для паяльника
Ещё несколько десятилетий назад жалу паяльника не уделялось много внимания. Оно было практически несменным. Менять его, конечно, приходилось, но только тогда, когда весь стержень прогорал, растворяясь в припое, чуть ли не до корпуса. Старое жало вытаскивали не без трудностей, на его место вставляли запасное, поставляемое в комплекте.
Но чаще жала из строя выходил нихромовый нагреватель. Паяльник при этом отдавали ремонтнику, который специализировался на подобных операциях. Заменить нагреватель самостоятельно мог только продвинутый пользователь.
Медное жало разной толщины (от 5 до 10 мм) имело лишь два варианта конструкции — прямое и изогнутое буквой «Г» для удобства работы. Производитель придавал жалу начальную заточку, но каждый владелец перетачивал их на свой манер. Медное жало быстро выгорало, образуя каверны на поверхностях, соприкасающихся с припоем. Его снова затачивали напильником — и так до последнего укорачивания, когда для работы оно уже не годилось.
Времена меняют и людей, и технику. Классические паяльники продаются и сейчас, но использовать их в радиомонтаже сложно и опасно. Сложно — из-за постоянных забот по заточке и очистке жала, замене нихромового нагревателя и изготовлению примитивной системы термостабилизации. Опасно — из-за отсутствия заземления (наводки напряжения на жале могут вывести из строя чувствительные радиокомпоненты) и дрейфа температуры. Единственное преимущество классического паяльника — низкая стоимость.
Подробнее